Появление первых яхт-клубов в России, историки приписывают к периоду правления Петра 1 – страстного любителя кораблей и мореплавания, основавшего в 1718 в Санкт-Петербурге яхт-клуб «Невский флот», который до сих пор оспаривает с английским Royal Cork Yacht Club, основанным на два года позже, лавры «первого яхт-клуба в мире».
Главным аргументом в пользу англичан, является, как это ни парадоксально, антидемократичный формат участия в элитном сообществе Петра 1. Ведь любителями водных прогулок в Петровскую эпоху, верноподданные становились «по Высочайшему указанию Императора» зачастую против своей воли, а за нежелание разделить страсть монарха к водным развлечениям, представители аристократии рисковали стать членами менее привилегированных «закрытых клубов» на дальних рубежах Российской империи.
Справедливости ради стоит отметить, что постройка Невского флота и судов, проводилась за счёт государства. Суда Невского флота передавались бесплатно высшим сановникам, флотским офицерам, кораблестроителям, Сенату, Синоду, Невскому монастырю и даже архиеереям и просто отдельным иностранцам в «вечное и потомственное владение, с тем, однакож, чтобы владельцы их починивали и вновь делали уже на свой счёт». Согласно уставу, члены Невского флота были обязаны:
Выходить на своём судне каждое воскресенье (допускалось не более двух «пропусков» в месяц) к назначенному комиссаром месту и ходить по Неве от 2 до 4 часов (в зависимости от времени года). Выходить на своём судне в любое время к указанному вывешенными флагами месту по специальному сигналу из пушки.
После смерти Петра Первого суда Невского флота до 1731 года больше на Неву не выходили, хотя формально флот никто не упразднял.
С тех пор много воды утекло, пик развития яхт-клубов пришёлся на конец 19 начало 20 века, в то время, принадлежность к тому или иному яхт-клубу была не только демонстрацией достатка и статуса, но и прерогативой самой активной и образованной части российского общества. В Советском Союзе, яхт-клубы не имели такого широкого распространения, хотя некоторые из них обрели известность именно в этот период. В наше время мы наблюдаем активный рост интереса к водным видам спорта и яхтингу в целом, что даёт стимул к развитию инфраструктуры, а значит появлению и развитию яхт-клубов на территории нашей страны.