О новых тенденциях мирового яхтинга корреспонденту Jet рассказал глава компании Nordmarine Евгений Кочман.
Во-первых, это надежность, потому что в море это главное. Второе — безупречный комфорт. Владелец дорогой яхты не должен задумываться о таких вещах, как вибрация или шум двигателя. При этом, как истинно английский бренд, Princess верна национальным традициям качества и элегантности.
Ограничусь общими рассуждениями: мне, как участнику этого рынка было бы не совсем этично кого-то хвалить или клеймить. В общем, год прошел удачно. Итальянцы, как и всегда, умеют удивить свежестью решений и красотой форм. В пику им англичане раз 15 подумают, прежде чем выпустить что-то со стапелей, и в этом заключается определенная проблема для продавца. Клиента сложнее уговорить купить надежную, но менее броскую яхту, если он видит рядом какое-нибудь belissimo.
Анализируя дебюты года, стоило бы отметить использование новых технологий и новый дизайн лодок, которые еще несколько лет назад казались неосуществимыми.
Если продолжить эту тему, каковы сегодняшние тенденции в проектировании и строительстве яхт?
Мировой яхтинг бурно развивается. При этом наблюдается тенденция увеличения размеров лодок. Производители, ранее строившие лишь маленькие рыболовные катера, теперь выполняют заказы на постройку яхт. Традиционные яхтенные верфи начинают выпускать мегаяхты. Те же, кто строили мегаяхты, объявляют о проектах уже каких-то «авианосцев». На палубы этих супер-мегаяхт, видимо будут садиться уже не только вертолеты, но и конвертопланы, которые собирается строить Bell и Bombardier.
В мире спрос на яхты увеличивается год от года в связи с растущим благосостоянием целевой аудитории. Если говорить о российском рынке, то за последние 2-3 года наблюдается устойчивый рост числа заказов на лодки различных марок. В Европе и Америке, несмотря на ипотечный кризис, состоятельные люди покупают яхты не менее оживленно.
С годами их отношение к вопросу становится все более профессиональным. Все анекдоты о некомпетентности российских заказчиков — выдумка. Они очень требовательны и любознательны — это, наверное, самые взыскательные клиенты в мире. Если говорить о мегаяхтах, то российские покупатели лодок за считанные годы сумели догнать европейцев — и по уровню пожеланий, и по дизайну лодок, и по их стоимости.
Мегаяхты длиной 60-90 м летом эксплуатируют в Средиземноморье и Адриатике, а зимой на Карибах. Для России в основном покупают лодки длиной до 35 м. Пока у нас не открыты внутренние водные пути, остро стоит вопрос оплаты таможенных пошлин. Яхту, которая покупается за границей, в России в отличие от Европы нельзя использовать без таможенной очистки по обязательству временного ввоза.
В Питере возможностей у яхтинга, конечно больше, чем в Москве, поскольку больше воды. Однако не нужно забывать, что в России самые протяженные внутренние водные пути. Из Москвы до Новороссийска, к примеру, две недели хода по воде. Всю Европу можно по Средиземному морю за 5 дней обойти, а тут срок в 4 раза больший. Российская водная инфраструктура в связи с этим расширяется, в каждом городе на берегу возникают заправки, стоянки, рестораны, яхт-клубы. Средний размер яхт, на которых ходят по нашим рекам и каналам — метров 20, и обычно география перемещения таких лодок достаточно обширна. К примеру, капитан на яхте отправляется на Ладогу или на Среднюю Волгу, а хозяин догоняет его на самолете и поднимается на борт в том месте, где начинаются красоты и достопримечательности.
Спортивные яхты или лодки V-класса более динамичны, но, за исключением верхней палубы или флайбриджа, ни одна составляющая комфорта здесь в жертву не приносится. Princess сегодня имеет один из самых обширных модельных рядов, где есть как флайбриджные (от 40 до 120 футов), так и спортивные лодки (42-85 футов). Последняя модель V85 — это единственная в мире спортивная яхта, имеющая верхний пост управления, сдвинутый назад своеобразный маленький флайбридж и жесткий хардоп одновременно.
У марки есть свои know-how, которые держатся в строгом секрете. В частности, это специальная конструкция корпуса, который создается из композиционных материалов по авиационным технологиям. Существует также уникальная технология долговечной окраски бортов, что особенно актуально в соленой морской воде. На заводе Princess применяется технология окончательной сборки и доводки судна на воде. Этот принцип, заимствованный из практики строительства мегаяхт, позволяет избежать при движении вибраций и шумов неправильно пригнанной мебели и других интерьерных компонентов. Если заметите, многие самолеты могут позволить себе при взлетескрип внутренней обшивки и другие шумы, вызванные вибрацией корпуса. В лодках это не допускается, хотя зачастую их двигатели сопоставимы по мощности с авиационными.
Заводу Princess более 40 лет и он стоит на берегу океана. Каждая лодка тестируется шкипером на воде по 30 часов в любое время года, предпочтительно в тяжелых условиях, итолько после этого вручается клиенту. Только два производителя в мире могут себе это позволить. И еще наши лодки строят опытные коренные англичане.
Princess не ставит «модное» оборудование до тех пор пока не убедится в его полной безопасности. Еще раз: море ошибок не прощает.
Возник судовой менеджмент. Его в России пока могут позволить себе немногие. Мы — одни из них, для этого создана специальная структура Imperial Yachts Management. Менеджмент лодок очень похож на управление воздушными судами, поэтому скоро вы увидите нас и в рядах операторов деловой авиации. Будем брать в управление самолеты наших клиентов и осуществлять их менеджмент.
Интересно, что самолет (за исключением «дальнобойщиков» или гигантов вроде BBJ) стоит миллионов тридцать, а за эти же деньги можно купить яхту длиной 45 метров.
Лизинг — это такая уловка, на которую не каждый человек пойдет. Ясно же, что в итоге на вас заработают, и вы заплатите примерно вдвое больше. Но если вам это комфортно и ложится в вашу финансовую схему, то почему бы и нет? Мы предлагаем клиенту любой возможный в этой области выбор услуг, включая страховку и лизинг, но всегда пытаемся все ему честно объяснить.
При заказе яхты иногда ждать приходится и дольше. Princess делает лодки премиум-класса длиной до 35 м. Нижний ценовой порог их стоимости начинается от 400 тыс. евро и продолжается до 14 млн. евро. Такие яхты не делаются на сток, каждую нужно заказывать и ждать минимум год. Мы понимаем, сейчас на рынке России предложение превышает спрос, что не все хотят ждать, и мы вынуждены заказывать слоты. Но при этом нам удается продавать около 30 лодок в год, и это неплохая цифра.
На следующий класс лодок от 35 до 50 м существует уже 2-годовой waiting list. Если говорить о яхтах длиной от 50 до 70 м, то срок ожидания на них растягивается на 4 года. Все что выше классом, нужно ждать 5-6 лет.
В яхтинге, как и в автомобилестроении, существует понятие стандартной и опциональной комплектации. Если говорить о лодках длиной до 35 м, то в стандарте, к примеру, можно выбирать один из трех типов двигателей и отделку по каталогу. Для яхт большей длинны или мегаяхт уже практикуется так называемое «кастом-строительство», когда клиент может принести свои чертежи или высказать свои пожелания архитектору марки.
В России очень мало владельцев сдают свою лодку в чартер — такова особенность национального менталитета. Все-таки яхта — это больше дом, чем средство передвижения, а у русских не принято кому-то сдавать в аренду свою кровать. В Европе наши отдают свои лодки местным в чартер также неохотно. У европейских яхтовладельцев это, наоборот, очень распространено.
Сложное. У европейских операторов дома все безупречно, а в России начинаются проблемы с хэндлингом и слотами. У наших операторов в России все хорошо, могут даже подвести пограничника к самолету или организовать стоянку на первой линии перрона, но с чрезмерной загруженностью ВПП во «Внуково» они поделать ничего не могут. Поэтому многие клиенты «перелетают» в «Шереметьево» и «Домодедово». В последнем аэропорту, к тому же, вылет разрешают при более сложных метеоусловиях.
Сегодня оно не реализует свое главное преимущество — полеты над городскими пробками. С этим нужно что-то делать.
Очень много. Надеюсь, в качестве оператора деловой авиации нам не придется изучать этот бизнес заново. Как и искать новых клиентов.
ПЕРЕЛИСТЫВАЯ ЖУРНАЛЫ , Yachts и Boat International можно предположить, что производители яхт ставят перед собой разные цели. Кто-то хочет быть быстрее всех, кто-то красивее, кто-то — перевозить наибольшее количество пассажиров. Какова концепция марки Princess, которую Nordmarine официально представляет в России?
Во-первых, это надежность, потому что в море это главное. Второе — безупречный комфорт. Владелец дорогой яхты не должен задумываться о таких вещах, как вибрация или шум двигателя. При этом, как истинно английский бренд, Princess верна национальным традициям качества и элегантности.
Яхтенный год почти закончился. Можно подводить итоги. Какие события были самыми яркими? Что стало главной удачей, а что — главным разочарованием года?
Ограничусь общими рассуждениями: мне, как участнику этого рынка было бы не совсем этично кого-то хвалить или клеймить. В общем, год прошел удачно. Итальянцы, как и всегда, умеют удивить свежестью решений и красотой форм. В пику им англичане раз 15 подумают, прежде чем выпустить что-то со стапелей, и в этом заключается определенная проблема для продавца. Клиента сложнее уговорить купить надежную, но менее броскую яхту, если он видит рядом какое-нибудь belissimo.
Анализируя дебюты года, стоило бы отметить использование новых технологий и новый дизайн лодок, которые еще несколько лет назад казались неосуществимыми.
Если продолжить эту тему, каковы сегодняшние тенденции в проектировании и строительстве яхт?
Мировой яхтинг бурно развивается. При этом наблюдается тенденция увеличения размеров лодок. Производители, ранее строившие лишь маленькие рыболовные катера, теперь выполняют заказы на постройку яхт. Традиционные яхтенные верфи начинают выпускать мегаяхты. Те же, кто строили мегаяхты, объявляют о проектах уже каких-то «авианосцев». На палубы этих супер-мегаяхт, видимо будут садиться уже не только вертолеты, но и конвертопланы, которые собирается строить Bell и Bombardier.
В мире спрос на яхты увеличивается год от года в связи с растущим благосостоянием целевой аудитории. Если говорить о российском рынке, то за последние 2-3 года наблюдается устойчивый рост числа заказов на лодки различных марок. В Европе и Америке, несмотря на ипотечный кризис, состоятельные люди покупают яхты не менее оживленно.
Как меняется портрет российского клиента с течением времени?
С годами их отношение к вопросу становится все более профессиональным. Все анекдоты о некомпетентности российских заказчиков — выдумка. Они очень требовательны и любознательны — это, наверное, самые взыскательные клиенты в мире. Если говорить о мегаяхтах, то российские покупатели лодок за считанные годы сумели догнать европейцев — и по уровню пожеланий, и по дизайну лодок, и по их стоимости.
Как используют свои яхты московские и питерские владельцы, куда на них ходят?
Мегаяхты длиной 60-90 м летом эксплуатируют в Средиземноморье и Адриатике, а зимой на Карибах. Для России в основном покупают лодки длиной до 35 м. Пока у нас не открыты внутренние водные пути, остро стоит вопрос оплаты таможенных пошлин. Яхту, которая покупается за границей, в России в отличие от Европы нельзя использовать без таможенной очистки по обязательству временного ввоза.
В Питере возможностей у яхтинга, конечно больше, чем в Москве, поскольку больше воды. Однако не нужно забывать, что в России самые протяженные внутренние водные пути. Из Москвы до Новороссийска, к примеру, две недели хода по воде. Всю Европу можно по Средиземному морю за 5 дней обойти, а тут срок в 4 раза больший. Российская водная инфраструктура в связи с этим расширяется, в каждом городе на берегу возникают заправки, стоянки, рестораны, яхт-клубы. Средний размер яхт, на которых ходят по нашим рекам и каналам — метров 20, и обычно география перемещения таких лодок достаточно обширна. К примеру, капитан на яхте отправляется на Ладогу или на Среднюю Волгу, а хозяин догоняет его на самолете и поднимается на борт в том месте, где начинаются красоты и достопримечательности.
Каково различие между спортивной и обыкновенной моторными яхтами? Меньше комфорта, но больше скорости?
Спортивные яхты или лодки V-класса более динамичны, но, за исключением верхней палубы или флайбриджа, ни одна составляющая комфорта здесь в жертву не приносится. Princess сегодня имеет один из самых обширных модельных рядов, где есть как флайбриджные (от 40 до 120 футов), так и спортивные лодки (42-85 футов). Последняя модель V85 — это единственная в мире спортивная яхта, имеющая верхний пост управления, сдвинутый назад своеобразный маленький флайбридж и жесткий хардоп одновременно.
Какие технологии являются эксклюзивом Princess, а какие принципиально не используются?
У марки есть свои know-how, которые держатся в строгом секрете. В частности, это специальная конструкция корпуса, который создается из композиционных материалов по авиационным технологиям. Существует также уникальная технология долговечной окраски бортов, что особенно актуально в соленой морской воде. На заводе Princess применяется технология окончательной сборки и доводки судна на воде. Этот принцип, заимствованный из практики строительства мегаяхт, позволяет избежать при движении вибраций и шумов неправильно пригнанной мебели и других интерьерных компонентов. Если заметите, многие самолеты могут позволить себе при взлетескрип внутренней обшивки и другие шумы, вызванные вибрацией корпуса. В лодках это не допускается, хотя зачастую их двигатели сопоставимы по мощности с авиационными.
Заводу Princess более 40 лет и он стоит на берегу океана. Каждая лодка тестируется шкипером на воде по 30 часов в любое время года, предпочтительно в тяжелых условиях, итолько после этого вручается клиенту. Только два производителя в мире могут себе это позволить. И еще наши лодки строят опытные коренные англичане.
Princess не ставит «модное» оборудование до тех пор пока не убедится в его полной безопасности. Еще раз: море ошибок не прощает.
Какие изменения за последнее время происходят в инфраструктуре яхтенного бизнеса в России? Какие появились новые услуги?
Возник судовой менеджмент. Его в России пока могут позволить себе немногие. Мы — одни из них, для этого создана специальная структура Imperial Yachts Management. Менеджмент лодок очень похож на управление воздушными судами, поэтому скоро вы увидите нас и в рядах операторов деловой авиации. Будем брать в управление самолеты наших клиентов и осуществлять их менеджмент.
Интересно, что самолет (за исключением «дальнобойщиков» или гигантов вроде BBJ) стоит миллионов тридцать, а за эти же деньги можно купить яхту длиной 45 метров.
Насколько мы знаем, у операторов деловой авиации есть привлекательные для клиентов схемы приобретения самолетов в лизинг и приобретения их из резерва, чтобы не ждать годами. Практикуется ли это в яхтинге?
Лизинг — это такая уловка, на которую не каждый человек пойдет. Ясно же, что в итоге на вас заработают, и вы заплатите примерно вдвое больше. Но если вам это комфортно и ложится в вашу финансовую схему, то почему бы и нет? Мы предлагаем клиенту любой возможный в этой области выбор услуг, включая страховку и лизинг, но всегда пытаемся все ему честно объяснить.
А продажа из резерва, чтобы не ждать 3-5 лет?
При заказе яхты иногда ждать приходится и дольше. Princess делает лодки премиум-класса длиной до 35 м. Нижний ценовой порог их стоимости начинается от 400 тыс. евро и продолжается до 14 млн. евро. Такие яхты не делаются на сток, каждую нужно заказывать и ждать минимум год. Мы понимаем, сейчас на рынке России предложение превышает спрос, что не все хотят ждать, и мы вынуждены заказывать слоты. Но при этом нам удается продавать около 30 лодок в год, и это неплохая цифра.
На следующий класс лодок от 35 до 50 м существует уже 2-годовой waiting list. Если говорить о яхтах длиной от 50 до 70 м, то срок ожидания на них растягивается на 4 года. Все что выше классом, нужно ждать 5-6 лет.
Как меняются возможности выбора отделки, двигателей и т.д. в зависимости от длины лодки?
В яхтинге, как и в автомобилестроении, существует понятие стандартной и опциональной комплектации. Если говорить о лодках длиной до 35 м, то в стандарте, к примеру, можно выбирать один из трех типов двигателей и отделку по каталогу. Для яхт большей длинны или мегаяхт уже практикуется так называемое «кастом-строительство», когда клиент может принести свои чертежи или высказать свои пожелания архитектору марки.
Существует ли понятие яхтенного чартера?
В России очень мало владельцев сдают свою лодку в чартер — такова особенность национального менталитета. Все-таки яхта — это больше дом, чем средство передвижения, а у русских не принято кому-то сдавать в аренду свою кровать. В Европе наши отдают свои лодки местным в чартер также неохотно. У европейских яхтовладельцев это, наоборот, очень распространено.
Пользуетесь ли вы лично услугами бизнес-авиации и какое у вас о ней впечатление?
Сложное. У европейских операторов дома все безупречно, а в России начинаются проблемы с хэндлингом и слотами. У наших операторов в России все хорошо, могут даже подвести пограничника к самолету или организовать стоянку на первой линии перрона, но с чрезмерной загруженностью ВПП во «Внуково» они поделать ничего не могут. Поэтому многие клиенты «перелетают» в «Шереметьево» и «Домодедово». В последнем аэропорту, к тому же, вылет разрешают при более сложных метеоусловиях.
А вертолетное сообщение?
Сегодня оно не реализует свое главное преимущество — полеты над городскими пробками. С этим нужно что-то делать.
Авиация и яхтинг, похоже, имеют много общего?
Очень много. Надеюсь, в качестве оператора деловой авиации нам не придется изучать этот бизнес заново. Как и искать новых клиентов.
ИНТЕРВЬЮ: Дмитрий Константинов
ФОТО: Юрий Штукин
ФОТО: Юрий Штукин