Турция
Турция теперь знакома россиянам едва ли не лучше, чем Крым. Мягкий климат, хорошее воздушное сообщение, превосходные марины и относительно умеренные цены заставляют многих наших яхтовладельцев остановить свой выбор места стоянки яхты именно на Турции.
Формальности.
Любая иностранная яхта для плавания в турецких территориальных водах должна получить специальное разрешение, так называемый "Transit log", который дает право находиться в турецких водах в течение 3 месяцев. "Transit log" оформляется у капитана порта (€75). Затем необходимо получить визы и штампы карантинного врача; иммиграционной полиции (со штампами в паспорта всех членов экипажа о въезде в страну - сбор $20 за человека); пограничников и таможни. Капитану (владельцу) в паспорт ставится штамп таможни о временном ввозе яхты. Самостоятельное выполнение этих формальностей может занять целый день. Впрочем, во многих маринах эти операции за небольшую плату берет на себя персонал. Следует иметь в виду, что при выезде из страны не на яхте капитану необходимо предъявить таможенникам договор с мариной на стоянку яхты.
Заполняя "Transit log" неоходимо учесть следующее:
Страховой полис.
Необходимо указать его номер и название страховой компании.
Акваланги.
Если они у вас есть и вы собираетесь ими пользоваться, придется приобрести специальную лицензию, а если не собираетесь, лучше не указывайте в соответствующей графе, что они у вас есть. Но в этом случае лучше ими действительно не пользоваться, потому что штраф может быть очень впечатляющим, а если на борту найдется хоть один черепок, напоминающий античный, санкции могут быть вплоть до конфискации яхты.
Закрытие "Transit log".
Перед тем, как покинуть гостеприимные турецкие воды "Transit log" необходимо закрыть. Процедура такая же муторная, как и открытие, и производится только в портах захода (в данном случае - выхода). Поэтому некоторые коллеги-яхтсмены просто игнорируют эту формальность. Однако в этом случае лучше в Турции больше не появляться.
Замены в составе экипажа.
Турецкими законами на иностранные яхты допускается приезд следующих лиц:
а) близких родственников владельца. Критерием степени родства служит идентичность фамилий в паспортах, поэтому если родственник имеет другую фамилию, лучше заранее подготовить соответствующую справку и легализовать ее в турецком посольстве или консульстве;
б) гостей владельца, в количестве до 5 человек на срок до 20 дней, либо 10 человек - до 10 дней;
в) на яхтах, принадлежащих яхт-клубам или другим юридическим лицам, - в той же пропорции плюс соответствующие документы, переведенные и легализованные в посольстве. Все остальные изменения в составе экипажа расцениваются как занятие коммерческой деятельностью и влекут за собой принудительное приобретение лицензии.
Турецкие марины строились под руководством немецких специалистов, и до сих пор немецкие фирмы являются их акционерами и оказывают соответствующее влияние. Все марины прекрасно защищены от ветра и волн всех направлений, оборудованы "мертвыми" якорями, вода и электричество подведены на пирсы в индивидуальные колонки для каждого стояночного места. В некоторых маринах есть также вводы для телефона и TV-антенны. Территория марин круглосуточно охраняется. Все марины имеют душевой блок (если на яхте нет фекальной цистерны, пользоваться собственными гальюном и душем запрещено), прачечную, яхтенный и продуктовый магазины, кафе или ресторан. В офисе марины всегда можно послать/принять факс, письмо или E-mail; получить прогноз погоды и метеокарту, поменять деньги (правда, не по самому выгодному курсу); получить информацию о местных достопримечательностях или заказать экскурсию и проконсультироваться о якорных стоянках и прочей морской специфике. Практически во всех маринах есть специальный заправочный пирс. Цены на топливо везде одинаковы, при заправке за стоянку платить не надо.
На входе вновь прибывшие яхты обычно встречает швартовщик на шлюпке. Он указывает место стоянки, помогает завести яхту (это не всегда возможно сделать самостоятельно, поскольку яхты стоят весьма плотно), подает якорный конец и принимает швартовы. Стоимость стоянки зависит от длины корпуса яхты, продолжительности стоянки, сезона и составляет в среднем $1,5-3 за метр длины в день. Если заключить долгосрочный договор, предоставляются существенные скидки. Яхты, оставленные на зимовку, за отдельную плату могут еженедельно мыть, запускать двигатель, следить за аккумуляторами. Совсем недавно был принят закон, по которому некоторые услуги марин, в том числе краткосрочная стоянка, будут облагаться НДС 18%, в то же время долгосрочные контракты налогообложению не подлежат.
Все марины располагают специальными кранами грузоподъемностью 20-70 т. Некоторые оборудованы также слипом для подъема более крупных яхт. Ориентировочная стоимость подъема и спуска: длина (м) х ширина (м) х $5.
Ремонтные возможности в разных маринах отличаются. Практически любой ремонт, в том числе электроники, можно сделать в Стамбуле, Мармарисе и Анталье. Самый большой выбор яхтенных товаров - в Стамбуле и Мармарисе. Парусные мастерские также в Стамбуле (North Sails, Dolphin Sails), Мармарисе (Lee Sails) и Анталье. Стоимость работ разная, но везде достаточно высокая. Во всех случаях, когда работы (материалы) можно выполнить (приобрести) в городе, а не в марине, это обойдется дешевле. При достаточно серьезном ремонте лучше заключить письменный контракт с перечнем работ, сроками и сметой. В противном случае, если лично не контролировать работу, результат может оказаться далеким от ожидаемого.
Помимо отдельных марин, есть две сети, принадлежащие крупным туристическим фирмам: Turban и Setur. Как правило, заключив долгосрочный контракт с одной из марин сети, владелец яхты получает скидку на стоянку в других маринах сети. Кроме того, существует ЕММА - Ассоциация марин Восточного Средиземноморья.
Стамбул.
Для яхтсменов, начинающих свое плавание из черноморских портов, Стамбул - первая остановка на пути в Средиземное море. Статус мегаполиса отражается и на стамбульских маринах. Одна из самых фешенебельных и дорогих марин Турции - Атакей (Atakoy) марина. Она располагается на берегу Босфора (40°58'22"N 28°52'55"E) недалеко от стамбульского аэропорта, в районе Taksim и фактически является частью гигантского туристического центра, включающего пятизвездные отели "Crown Plaza" и "Holiday Inn Marina", торговый центр "Galleria", развлекательный комплекс "Regatta" и фитнес-центр "Sports Club International". Это единственная марина в Турции, удостоенная пяти золотых якорей YHA (Yacht Harbour Association). Член ЕММА.
Марина может принять до 700 яхт длиной до 40 м и осадкой до 5 м, а также разместить до 100 яхт на берегу. Круглосуточно несет вахту пожарный катер.
Setur Kalamis/Fenerbahce Marina расположена на азиатском берегу Босфора (40°58'22"N 28°52'55"E ). Это самая большая марина Восточного Средиземноморья (фактически две марины, расположенные рядом), она может принять почти 2000 (!) яхт. Здесь находится штаб-квартира сети марин Setur. Марина не столь фешенебельна, как Атакей, и с более демократичными ценами, но тем не менее прекрасно оборудована и окружена множеством яхтенных и прочих магазинов и ресторанов.
В Стамбуле есть еще несколько небольших марин (например, Amiral Fahri Koruturk Kalamis Marina) и множество небольших пристаней, где тоже можно пришвартоваться, но для продолжительной стоянки они малопригодны.
В Мраморном море и Дарданеллах оборудованных марин нет. При штормовом предупреждении на Эгейском море яхты обычно отстаиваются в небольшой гавани порта Чанаккале.
Зато на Анатолийском побережье выбор марин весьма широк:
Айвалык.
Setur Marina - небольшая марина неподалеку от живописного городка Айвалык (39°18'9"N 26°41'3"E ).
Измир.
Levent Marina - небольшая (до 70 яхт на воде и до 60 на берегу), но хорошо оборудованная марина (39°24'25"N 27°04'04"E ).
Чешме.
Setur Altinyunus Marina - очень живописная марина, интегрированная в роскошный гостиничный комплекс (38°19'30"N 26°20'42"E ). Марина не очень большая - 125 мест на воде и до 70 на берегу.
Кушадаси.
Turban Marina - большая (450/175 мест) современная марина (37°52'20"N 27°15'46"E). Это одна из самых хорошо оборудованных марин в Турции.
Бодрум.
Популярнейший курорт, известный своей насыщенной и бурной ночной жизнью. Впрочем, для тех, кто ночует на яхте, это, возможно, не слишком приятно. К счастью, в Бодруме есть возможность подыскать себе место по душе. Любители ночных развлечений могут выбрать Turban Bodrum марину (37°01'52"N 27°27'35"E) или Karada марину (37°02'13"N 27°25'5"E ), которые расположены практически в центре города. Последняя является членом ЕММА. Однако для долгосрочной стоянки марины эти неудобны, ремонтные возможности здесь минимальны.
Альтернативой является марина Порт Бодрум, расположенная в 17 километрах от центра города (36° 06' N 27° 17' E). Эта недавно построенная марина укомплектована самым современным оборудованием, в том числе системой беспроводной телефонии, LAN-доступом в Интернет, 25-канальным спутниковым телевидением и т.п. Марина может принять до 350 яхт длиной до 60 м, а также разместить до 100 яхт на берегу. Имеется плавательный бассейн, фитнес-центр, поле для мини-гольфа, теннисные корты, вертолетная площадка, медпункт. Здесь можно выполнить различные ремонтные работы, есть 40-тонный кран и 300-тонный слип.
Еще одна новая марина - Turgutreis Marina - расположена в 20 км от центра Бодрума на западной оконечности одноименного полуострова (36° 59' 57" N 27° 15' 23" E). Эта марина также отлично оборудована, она может принять до 550 яхт (часть - в "норвежских доках") и до 100 на берегу. Обе новых марины предлагают весьма заманчивые цены, чтобы быстрее обрести постоянных клиентов.
Мармарис.
Одно из самых живописных мест на Анатолийском побережье. Глубокая круглая бухта, окруженная со всех сторон горами, обеспечивает великолепное естественное укрытие и имеет свой собственный микроклимат, относительно прохладный летом и более теплый, чем в других местах, - зимой. Вероятно, именно поэтому Мармарис - одно из самых популярных мест для зимовки яхт. В Мармарисе держат свои базы многие чартерные компании. Здесь всегда можно встретить и несколько суперъяхт. До аэропорта Даламан около часа езды. Из Мармариса поддерживается регулярное паромное сообщение с греческими островами Родос, Кос и Сими.
В Мармарисе расположена крупнейшая на Эгейском море Netsel марина (36°51'12"N 28°16'25"E ). Здесь могут принять до 720 яхт на воде и до 150 на берегу. Марина поддерживается в идеальном порядке, оборудована всеми мыслимыми удобствами и предлагает высококлассное обслуживание. Прямо на территории марины имеются сервисные пункты многих ведущих производителей яхтенного оборудования.
Для зимовки многие яхтсмены выбирают новую Marmaris Yacht Marina, расположенную в 8 км от Мармариса. Здесь могут разместить до 600 яхт на воде и до 800 (!) - на берегу. Яхты на берегу устанавливаются в надежные кильблоки из оцинкованной стали, в отличие от большинства других марин, где ограничиваются деревянными подпорками. Два крана (80 и 60 т) и слип (330 т) способны поднимать весьма крупные яхты. Неподалеку от Мармариса есть еще несколько марин поменьше, таких как Albatros Marina (36°50'48"N 28°17'12"E ) - 150/350 яхт и Bay Marina (36°46'10"N 28°07'55"E ) - 50/70.
Геджек.
Еще одно популярное у яхтсменов и чартерных компаний место. Марина Порт Геджек (36°45'1"N 28°55'3"E) находится всего в 20 км от аэропорта Даламан. Марина принадлежит известнейшей яхтостроительной и чартерной компании Campber& Nicholson и предлагает превосходный сервис для 375 яхт на воде и до 160 на берегу. Рядом находится другая популярная марина - Club Marina (36°45'50"N 28°58'08"E), входящая в ЕММА. Но в этой марине на 160 яхт нет площадки для берегового хранения.
Фетхие.
Здесь расположена похожая на предыдущую Ece Saray Marina (36°37'55"N 29°06'10"E) - принимает до 400 яхт, но только на воде.
Финике.
Здесь находится еще одна марина сети Setur (40°58'22"N 28°52'55"E). Финике-марина может принять до 350 яхт на воде и до 150 на берегу. Среди яхтсменов славится качественными и недорогими ремонтными работами.
Кемер.
Город известен в России как популярный курорт. Turban Park Kemer Marina расположена в центре этого приятного городка (36°36'14''N 30°34'28''E). Марина не очень большая (180/120), но прекрасно оборудована и весьма популярна, хотя и недешева. Входит в ЕММА.
Анталья.
Этот город у нас знают, наверное, лучше любых черноморских курортов. Яхтсменам он тоже нравится, поэтому здесь есть две марины. Turban Kaleici Marina находится в центре старого города у подножия крепостных стен (36°53'00"N 30°42'06"E ). И это ее единственное достоинство. Настоящей мариной ее считать трудно: всего два пирса на 25 яхт. Шумно, людно, пыльно, уровень сервиса **. Зато расположенная в 8 км от центра в коммерческом порту Setur Antalya Marina (36°50'06"N 36°37'02"E ), может гордиться свом сервисом. Это довольно большая (250/400), превосходно укрытая молом порта марина. Здесь имеется мощный слип для подъема судов до 300 т и полный спектр ремонтных ресурсов. Из марины в центр города регулярно ходят бесплатные миниавтобусы. Чуть ли не единственный недостаток этой марины - обилие комаров летом.
Анталья для многих яхтсменов является отправной точкой для перехода на Кипр.
Кипр.
Как известно, с 1974 года Кипр разделен на две части, и вопрос их воссоединения до сих пор не решен.
Северный Кипр.
Турецкая Республика Северный Кипр имеет всего одну более или менее оборудованную марину Gemyat Delta Marina в городе Гирне на территории пассажирского порта (36°20'N 33°20'E). На воде здесь могут разместиться не больше 30 яхт, зато на берегу - около 100. Хотя здесь имеется мощный слип и 40-тонный кран, серьезный ремонт лучше не затевать, поскольку найти квалифицированных рабочих, необходимые материалы и запасные части здесь трудно: все привозится из Турции и стоит недешево.
Неподалеку есть еще одна очень живописная марина, расположенная в старом городе у стен огромного веницианского замка. Однако настоящей мариной она не является (хотя и входит в ЕММА), поскольку почти не оборудована и забита местными рыбацкими и прогулочными судами. Несмотря на относительно невысокую стоимость стоянки, держать здесь яхту довольно неудобно: добираться на Северный Кипр можно только через Стамбул, поскольку другие страны эту республику не признают.
Южный Кипр.
Греческая часть Кипра гораздо популярнее у яхтсменов, нежели северная. Кипр традиционно является местом встречи яхтсменов направляющихся в Красное море, и тех, кто наоборот, следует из Индийского океана в Европу. Желающие посетить Египет, Ливан, Израиль или Сирию также редко проходят мимо Кипра.
Формальности.
Яхтсмены, прибывающие на Кипр, сдают свой паспорт в иммиграционную службу и получают взамен специальную карточку (landing permit), позволяющую находиться на острове до тех пор, пока здесь находится яхта (но не более 5 лет). Следует также знать, что если яхта или кто-либо из экипажа ранее посещали Северный Кипр и об этом станет известно властям - последствия могут быть самыми серьезными, вплоть до конфискации яхты, огромного штрафа или тюремного заключения для капитана. Довольно жесткие правила установлены на ввоз животных, поэтому у тех, кто путешествует со своими домашними любимцами, могут возникнуть проблемы.
Ларнака.
Марина Ларнаки, пожалуй, наиболее популярна у профессиональных яхтсменов, совершающих кругосветные плавания, так называемых "live aboard". Каждую осень здесь можно встретить множество просоленных морских волков со всего света, готовящих свою яхту к испытанию Красным морем или ремонтирующихся после него. Они создают в марине совершенно особенную атмосферу "берегового братства". Марина расположена в центре города всего в нескольких километрах от аэропорта (34°54'N 33°38'5"E). Здесь можно выполнить практически любой ремонт и найти необходимые материалы и запчасти. Марина вмещает до 450 яхт длиной до 40 м. Однако в разгар сезона получить здесь место непросто.
Лимасол.
Являющаяся частью пятизвездочного отеля "St. Rafael", одноименная марина претендует на соответствующий статус. Однако, несмотря на хорошее оборудование, особой популярностью она не пользуется. Цены здесь довольно высоки, персонал заносчив, марина находится далеко от центра города и добираться туда сложно.
На Кипре есть еще стоянка в Пафосе, однако мариной ее считать нельзя.
Планируется построить еще три марины: в Проторасе, Агия Напе, и в заливе Coral Bay.
Греция.
Марины Греции в большинстве своем пока уступают турецким по качеству оборудования и уровню сервиса. Далеко не везде есть душевые, прачечные, и прочая инфраструктура, ставшая стандартом для Турции. Однако Министерство туризма Греции реализует программу по развитию и интеграции сети марин, всячески поощряет реконструкцию существующих и строительство новых, так что ситуация постепенно меняется к лучшему. В настоящее время в Греции работает 19 марин, которые могут принять в общей сложности 6660 яхт.
На многочисленных островах марин пока немного, в основном они концентрируются вдоль материкового берега. Впрочем, для долгосрочной стоянки марины на островах не слишком-то и удобны, так как туда не всегда легко добраться, особенно не в сезон. Летом летают чартерные рейсы на Крит и Корфу. Зато в Афины всегда можно попасть регулярным рейсом. Марины Афин наиболее благоустроенные, но найти здесь место непросто. Ремонтные возможности наиболее развиты в маринах, расположенных в районе Пирея, а также в Лаврионе и Патрах. Все яхтенные магазины также сконцентрированы в Афинах-Пирее, на островах выбор запасных частей ограничен.
Вcе, сказанное выше о турецких формальностях, справедливо и для Греции. "Transit log" стоит здесь €120. Поскольку Греция входит в Шенгенскую зону, необходима соответствующая виза.
Стоимость стоянки в Турции и Греции фактически одинакова. Ремонтные работы в Греции стоят дороже, чем в Турции. Хотя греки не страдают раздражающей в турках навязчивостью, зато весьма неторопливы и необязательны. Если турок за деньги готов работать днем и ночью, от грека чаще всего слышишь: "Avrio", то есть "Завтра".
Афины.
Zea Marina - расположена в Пирее недалеко от коммерческого порта (37° 56'N 23°39'E). Марина имеет два бассейна: внутренний - Passalimani и внешний - Freatida, в которых размещается до 650 яхт и еще 512 на берегу. Во внешнем бассейне в основном стоят роскошные суперъяхты. В самой марине специальных ремонтных служб немного, но в офисе могут помочь организовать ремонт любой сложности. Марина буквально окружена ресторанами, супермаркетами, магазинами всевозможного яхтенного оборудования. Дилеры и дистрибьюторы большинства ведущих яхтенных брендов имеют свои офисы именно в Пирее.
Alimos Marina - самая большая марина Греции - 950 яхт на воде и 500 на берегу. Здесь находятся базы многих греческих чартерных компаний. Несмотря на это сервис здесь неважный: душевые и туалеты не блещут чистотой, нет прачечной, никаких спортивных сооружений, вместо специального крана яхты поднимают двумя автокранами.
Flisvos Marina - находится на южном берегу залива Фалиру, вокруг которого и расположены Афины (37°56'2"N 23°48'8"E). Неплохо оборудована, но отремонтировать яхту здесь вряд ли удастся: на берегу размещается всего 15 яхт (на воде - 200).
Olimpic Marina - Расположена к юго-востоку от Афин, недалеко от мыса Сунио в городке Лаврион (37°42'3"N 24°07'2"E). Марина и примыкающая к ней судостроительная верфь предлагают широкий диапазон ремонтных и сервисных работ, особенно по стеклопластику. Именно здесь базируются флоты многих местных чартерных компаний.
Glyfada Marina. В 5 милях к югу от центра Афин (37°52'3"N 23°44'2"E) находится комплекс из четырех марин общей вместимостью 800 яхт, под общим названием Glyfada. Все они в частной собственности, и шансы найти свободное место есть, пожалуй, только в четвертой - самой большой (и самой северной) из них. Мест для зимовки на берегу очень мало.
Vouliagmeni Marina лежит еще в нескольких милях южнее (37°48'5"N 23°46'5"E). Вместимость 115/10, есть кран и слип.
В Афинах есть еще несколько мелких марин (Methana Marina, Mounichas Marina), частных клубов и т.п., но, как правило, все они полностью забиты.
Пелопоннес.
Каламата. Kalamata Marina принадлежит одной из крупнейших греческих чартерных компаний Kyriakoulis и служит базой его флота. Эта современная марина (300/150) расположена на берегу Мессинского пролива недалеко от центра античного городка Каламата (37°02'3"N 22°06'10"E). Марина неплохо оснащена, имеет 60-тонный кран, хорошие ремонтные возможности, славится превосходным рестораном и кафе.
Порт Патры находится на южной стороне полуострова Пелопоннес, на берегу Коринфского залива (38°15'2"N 21°44'40"E). Городская марина большая (450/30), расположена рядом с пассажирским портом в центре этого шумного и суетливого города. Отсюда поддерживается регулярное паромное сообщение с портами Италии, Мальты, Хорватии, поэтому покой в этом городке наступает только зимой.
Остров Родос.
Один из самых красивых и интересных греческих островов. Mandraki Marina расположена неподалеку от старого города у стен знаменитой крепости тамплиеров (36°27'8"N 28°24'10"E). Несмотря на то, что марина довольно большая (120 яхт), место здесь найти почти невозможно. На берег яхты не поднимают, никаких удобств нет. Стоянка на берегу и ремонт возможны на небольшой частной верфи в глубине коммерческого порта.
Остров Лерос.
Новая Lakki Marina (37°07'80"N 26°50'90"E) уже может принять 50 яхт и скоро расширится до 140 мест. Хорошо оборудована, на стояночные боксы помимо воды и электричества проведено спутниковое телевидение и ISDN-доступ в Интернет.
Остров Кос. Новая марина на Косе быстро набирает популярность (36°53'2"N 26°18'30"E). Здесь могут стоять 250/150 яхт, есть все необходимые удобства. Но серьезный ремонт сделать трудно.
Остров Крит.
Самый большой остров Средиземного моря снискал заслуженную славу своей древней историей, красивыми ландшафтами, традиционным гостеприимством. Тем не менее, на острове всего одна полноценная марина. Несколько маленьких гаваней не в счет, а стоянку в столице острова - городе Ираклион мариной считать нельзя: здесь нет никаких удобств, все забито местными лодками. Во всяком случае, так было еще год назад, не исключено, что в связи с проведением Олимпийских игр что-то изменилось. Марина Agios Nikolaos находится в одноименном поселке у восточной оконечности острова. Очень уютная современная марина на 250 лодок со всем необходимым оборудованием.
Ионическое море.
Превеза. Так же, как и Патры, Превеза - это крупный пассажирский и грузовой порт со всеми вытекающими последствиями. Cleopatra Marina (38°57'06"N 20°45'55"E) находится в глубине порта. Никакого сервиса здесь не дождаться, но все 136 яхт, из которых большинство - чартерные, надежно укрыты от штормов. На берегу может разместиться на зимовку до 350 яхт. Поскольку рядом порт, ремонтный потенциал хороший. В Превезу можно добраться автобусом или самолетом из Афин.
Остров Корфу.
На этом очень зеленом острове находится вторая по размерам марина Греции - Gouvia Marina (39°39'01"N 19°51'25"E) - 850 яхт на воде и до 100 на берегу. Оборудование и сервис - на высшем уровне, единственный недостаток - удаленность от города. Небольшая (70/20), но неплохо оборудованная Vounaki Marina находится в небольшом одноименном поселке на берегу п-ова Пелопоннес (38°46'6"N 20°52'15"E). По соседству - база и спортивный клуб чартерной компании Sunsail.
Можно было бы рассказать еще про марины Aretsou в Салониках (300/50 яхт), Porto Sani (100); Xylocastro (220/20); Itea; Nafplion, но поскольку эти марины расположены вовсе неудобно, ограничимся их перечислением.
Ливан.
В последние годы интерес к этой красивейшей стране стал возрождаться, тем более что россияне теперь могут получить визу прямо в аэропорту. Бывшие колонизаторы Ливана - французы недаром называли его ближневосточной Швейцарией. А знаменитая ливанская кухня? Может быть, поэтому в Ливане так высок процент проживающих здесь миллионеров на душу населения? Большую часть этих олигархов можно встретить в марине Jounieh. Марина принадлежит престижному частному клубу L'Automobile et Touring Club du Liban. Здесь есть все, чтобы со вкусом провести время: превосходный ресторан, плавательный бассейн, теннисные корты, фитнес-центр. Правда, ремонтные возможности ограничены, до города добираться не близко. Стоянка для гостей здесь бесплатная в течение недели, но на больший срок задержаться нельзя. Однако в Бейруте есть еще несколько неплохих новых марин, где можно поставить яхту на зимовку.
Формальности.
При подходе к Бейруту необходимо обязательно связаться по радио с пограничниками (позывной "Оскар-Чарли") и запросить разрешение. Оформление документов происходит достаточно быстро, и обходится около $100. Паспорта забирают в обмен на так называемый "береговой паспорт". Единственное условие: ни у кого из экипажа не должно быть в паспорте отметок о посещении Израиля.
Израиль.
Береговая линия Израиля мало изрезанна и почти не имеет естественных укрытий. Поэтому марины Израиля страдают одним общим недостатком: они защищены от открытого моря только относительно невысокими молами, и в период зимних штормов стоянка в них бывает неспокойной. И если яхты, поднятые на берег, более или менее защищены, то на воде яхта без экипажа может пострадать.
Формальности.
Любое судно, направляющееся в Израиль, минимум за 20 миль до берега обязано связаться с Израильским ВМФ (Israeli Navy) по радио, сообщить подробные сведения о судне и экипаже и оставаться на связи до прихода в порт. Кстати, среди радиооператоров много русскоговорящих. С большой степенью вероятности можно ожидать подхода патрульного катера, который будет интересоваться теми же вопросами. В этом случае рекомендую выключать автопилот, поскольку бортовая электроника вояк может непредсказуемо повлиять на его работу. По прибытии в порт необходимо дождаться представителей властей. Требуется израильская виза (на месте получить нельзя). Ни у кого из экипажа не должно быть в паспорте ливанских (или других арабских) виз и отметок. Оформление документов - бесплатно.
Тель-Авив.
Марина Тель-Авива располагается почти в центре города (32°05' N 340°46' E) и предлагает неплохой уровень сервиса. Принимает до 300 яхт длиной до 20 м. Как и в любой столице, здесь можно организовать любой ремонт и найти необходимые запчасти.
Херцлия.
Недавно реконструированная Hercelya Marina (32°10' N 34°48' E) может принять до 800 яхт длиной до 60 м осадкой до 6 м. Это самая большая марина Израиля. Высокий уровень сервиса и хорошие ремонтные возможности. Марина входит в ЕММА.
Ашкелон.
Небольшой городок неподалеку от границы с Египтом. Ashkelon Marina находится на его окраине (31°41' N 34°33' E). Марина на 600 яхт отлично оборудована, в том числе катодной защитой, обладает неплохими ремонтными возможностями, 100-тонным краном. Может принимать яхты до 50 м длиной. Цены довольно демократичные.
Ашдод.
Новая марина построена неподалеку от крупного коммерческого порта Ашдод (31°48' N 34°037' E). Несколько лет назад эта зона была закрытой для яхтсменов, однако теперь все запреты отменены. В марине могут стоять 580 яхт максимальной длины до 30 м и осадкой до 4 м.
Акко. Самая северная марина Израиля, расположена в 7 милях севернее Хайфы (31° 48" N 34° 37" E). 100 стояночных мест, хороший сервис.
Хайфа. Бывший рыбацкий порт недавно переоборудован в современную Kishon марину на 250 причалов. Яхт-клуб Karmel, бывший долгое время единственной мариной Хайфы, перебазировался в новую марину. Единственный ее недостаток - удаленность от центра города. Kishon марина является самой безопасной мариной Израиля, поскольку находится внутри хорошо защищенной акватории порта Хайфа.
Материал любезно предоставлен редакцией журнала "Акватория красивой жизни на воде, на земле и в небе"