Хотя само понятие "яхтинг" - отдых на частной яхте, подарили миру голландцы, то есть жители более чем средних широт, яхтсмены, как и все люди, любят теплые моря. Для тех, кто любит ходить по родным акваториям и слышать вокруг русскую речь, выбор стоит между Азовским и Черным морем. Некоторые судовладельцы держат одну яхту недалеко от дома, а вторую - на море, в качестве летней резиденции. Кто-то в начале сезона отправляет свою яхту в плавание на юг с командой, а потом приезжает на борт. Хотя настоящий чартер яхт на российско-украинском побережье еще развит мало, но такая возможность отдыха тоже существует. Черное море теперь делится на берега наши и, знакомые с детства, но уже не наши… Украина, даже став самостоятельным государством, осталась любимым местом отдыха россиян, и сложно сказать, яхтсменов какой национальности больше сегодня в украинских черноморских яхт-клубах. Поэтому в обзоре мы расскажем о стоянках и российских, и украинских.
Южные широты России - море Азовское.
Первое теплое море, в которое можно попасть из Москвы после путешествия по пресным водам каналов и рек, - это Азовское. Считается, что Петр I сначала хотел делать здесь водные ворота России и даже основал город Таганрог. Местные жители уверены, что столицу император предполагал переносить именно сюда, в тепло. Но климат не смог перевесить удаленность от европейских стран, и рубить окно в Турцию самодержец передумал.
Яхт-клуб города Таганрог.
На берегу бухты Золотой Рог расположен, пожалуй, старейший на юге центр российского парусного спорта. Некогда яхт-клуб славился своей парусной школой. Еще несколько лет назад здесь проходили красочные парусные фестивали. Сейчас детская парусная школа фактически не работает, здание клуба собираются отдать под казино, но стоянка для крейсеров осталась. Особых благ цивилизации здесь нет, ведь морские яхты приспособлены для автомного плавания. Тем, кто все-таки предпочитает швартоваться в хорошо обустроенных маринах, предлагаем проследовать сразу в Черное море и бросить якорь в Новороссийске.
Южные широты России - море Черное.
Любимое не одним поколением наших сограждан Черное море, древние греки называли негостеприимным. То ли они попадали здесь в шторма, то ли и в древние времена с инфраструктурой побережья были проблемы.
До начала перестройки почти в каждом городе был свой парусный центр, но не все из них пережили последнее десятилетие. Те, что остались, принимают на стоянку крейсерские яхты. Но первоначально клубы были рассчитаны на спортивные суда - новым большим яхтам давно стали тесноваты старые марины. А современные яхтенные порты, по большей части, существуют в виде проектов.
Правда, администрация Краснодарского края всерьез решила заняться созданием общей инфраструктуры марин Черного моря. В этом году создана "рабочая группа" по подготовке концепции.
Пока пишутся бумаги, яхты швартуются, в основном, в Новороссийске и Сочи. Есть еще несколько небольших частных стоянок и реконструируемый яхт-клуб в Анапе.
Новороссийск.
Морской яхт-клуб Новороссийского пароходства. Здесь около 60 стояночных мест. В клубе созданы все необходимые для марины условия: круглосуточная охрана, электричество и вода на пирсе, заправка топливом. Есть подъемные краны, работает служба технического обслуживания катеров и ремонта двигателей.
На сегодняшний день это лучшая российская стоянка на Черном море. Есть только одна проблема - мест всем желающим не хватает.
Частные стоянки.
Между Анапой и Новороссийском, в местечке Большой Утриш, есть хорошо оборудованный частный причал. Пока стоянка рассчитана на 10 яхт, из них две - хозяйские. В планах клуба увеличение количества стояночных мест и строительство частных коттеджей. Концепция развития этого места: дом + стоянка на воде и на берегу в зимнее время.
Под Туапсе, в поселке Новомихайловский, есть небольшая частная марина. Стоять там можно, но не всегда безопасно - бухта закрывает не от всех ветров.
В Геленджике старый клуб снесли, а новый пока не построили. Зато здесь развивается кооперативное строительство для владельцев катеров. В настоящее время строится несколько небольших гаражных кооперативов на 20-30 мест - стоянка на воде и бокс для зимнего хранения (размер "гаража" порядка 250 кв. м и стоимостью около 3,5 миллиона рублей). Есть уже один подобный действующий кооператив на входе в бухту (Тонкий мыс).
А гостевые яхты в Геленджике пока могут пришвартовываться у центрального пирса напротив администрации города. Эта стоянка не оборудована ни водой, ни электричеством и не охраняема. Стоимость такого удовольствия: примерно 90 рублей за метр корпуса, мест свободных практически нет, всего гостевых мест около 10-12.
Сочи.
В 1980 году на месте сочинского яхт-клуба был построен Олимпийский парусный центр для тренировок нашей команды.
Строился он с размахом 25-летней давности. Сегодня Парусный центр уже не поражает воображение, но поставить здесь свою яхту - большая удача.
Акватория клуба полностью защищена насыпной дамбой и здесь не бывает волнения. Правда, иногда из-за малых размеров гавани возникает эффект "стоячей волны". В клубе есть гостиница на втором этаже, на первом - работает ресторан. На территории есть эллинг для зимнего хранения небольших яхт и катеров и площадка для открытой зимовки. Мест около 60. Яхты стоят самые разные: от спортивных швертботов до морских круизеров "Газпрома".
Гостевые круизные яхты часто стоят в пассажирском порту Морвокзала. Существуют планы и сметы на строительство 7 марин в Сочи, но пока не заложено ни одной новой.
Украинские берега.
Выйдя из Азовского моря, можно сразу повернуть в сторону соседнего государства, правда, для этого все необходимые пограничные и таможенные формальности надо пройти еще в Таганроге. Конечно, больше всего наших соотечественников манит Крым. Крымская ностальгия россиян оказывает существенное влияние на развитие всей приморской части полуострова в целом и яхтенных марин в частности. Сегодня остановиться на несколько часов можно фактически в каждом приморском городе и во многих бухтах - ведь везде есть причалы для ракет и городские набережные, а вот встать на длительное время во многих местах очень проблематично.
Ялта.
Попасть на территорию Украины со стороны моря можно в Ялте - здесь расположен таможенный терминал для яхт. Все формальности займут от 20 минут до нескольких часов, после чего яхту можно оставить прямо у таможенного пирса и отправиться в город. Территория таможни, естественно, закрыта для посторонних и за сохранность судна можно не волноваться.
Для долгосрочного хранения яхты в Ялте найти место трудно - яхт-клуба в самом городе пока нет. Хотя многие яхты, не подлежащие пограничным процедурам или уже их прошедшие, швартуются прямо у городской набережной, вряд ли это место можно назвать яхтенной мариной. И все-таки в Ялту на яхтах ходят, и ходить будут - недаром ее называют некоронованной царицей Крыма. Даже из Одессы на скоростных катерах любят с ветерком пролететь вдоль берега, чтобы, например, поужинать в ресторане. Но, прогулявшись по городу, в тот же день возвращаются в родной клуб.
Алушта.
Говорить об этом городе как о возможной стоянке яхт пока имеет смысл в будущем времени. Яхт-клуб "Алушта-Марина" - предполагается как крупный объект международного класса. Кроме 200-250 яхт к будущим пирсам предполагают поставить на стационарную стоянку плавучую гостиницу. Спорткомплекс, первую очередь которого планируется ввести в строй к концу следующего года, будет включать и 4-звездочный отель на берегу. Ведется разработка строительства компактного аэродрома для вертолетов и небольших самолетов (10-15 пассажиров) на плато вблизи строящегося яхт-клуба. Но реальные темпы строительства предугадать все-таки сложно, пока Алушта - один из грандиозных проектов реконструкции Черноморского побережья.
Севастополь.
Старейший яхт-клуб Севастополя скоро отпразднует свое 120-летие - это 57-й клуб Черноморского флота. Традиция проведения на базе клуба парусных и гребных соревнований с некоторыми перерывами продолжается с 1900 года. Клуб оборудован трибунами для зрителей, отсюда высокое командование может наблюдать регаты на Кубок Командующего флотом.
Здесь всегда работала детская спортивная школа, принимая всех детей города. Территория достаточно большая, но без особых благ цивилизации. Электричество на пирсы можно дотянуть с берега, воду набирать тоже надо на берегу. Тем не менее, сюда заходят парусные регаты, стоят частные суда. Члены клуба имеют возможность не только хранить в рундуках дополнительное судовое оборудование, но оставаться ночевать на берегу - многие рундуки переоборудованы в комнаты отдыха. Охрану яхт-клуба несут моряки срочной службы.
Самый большой яхт-клуб Севастополя носит название "Юг". Расположен он в бухте Круглая, длина береговой линии составляет 493 метра, включая пляжи, парк "Победы" и большую территорию без каких-либо строений. Общая площадь яхт-клуба - 7 гектаров. Комплексное развитие и реконструкция этого клуба рассматривались в рамках создания Международного яхт-центра и должно включать строительство таких объектов, как яхтенная стоянка на 150 яхт, гостиница на 200 номеров, комфортабельные коттеджи, ресторан и бары, казино, киноконцертный зал, универсальный спортзал, открытый и закрытый плавательные бассейны с медицинским комплексом, спортивные площадки (для тенниса, баскетбола, волейбола, мини-футбола), помещения для хранения яхт и катеров, территория для аквапарков.
Сегодня далеко не все пункты реализованы, тем не менее, сделано немало: стоянка для яхт существует, построены 15 коттеджей для спортсменов и туристов, столовая, бар и сауна; мастерские для технического обслуживания яхт и моторных лодок, гаражи и стоянка для автомобилей, волнорез длиной 35 метров и специальные участки для спуска яхт. Клуб приглашает инвесторов для строительства гостинично-спортивного комплекса на свободной территории.
Балаклава.
Самая лучшая стоянка в Крыму находится в Балаклавской бухте. В России царской Балаклава было модным курортом, В пору ее расцвета здесь строили дачи представители самых знатных фамилий России: Апраксины, Юсуповы. К ним неоднократно наведывался сам император Николай Второй. Во времена советские - здесь базировалась секретная военная база подводных лодок и город был закрытым. История, как известно, развивается по спирали, и Балаклава опять расцветает, по объему капиталовложений в строительство обгоняя, пожалуй, даже Ялту.
Наверное символично, что Балаклавский яхт-клуб назван "Золотым Символом". Существует он с 1996 года и за это время сумел снискать известность мировую - список мероприятий яхтенной гавани уже включает прием известного немецкого яхтсмена-кругосветчика Ролло Гебхарда, сюда заходили международные яхтенные ралли Кайра-98, Кайра-99, Кайра-2001, в 2002 году клуб принимал у себя 18 яхт из США, Германии, Великобритании, Голлландии, Испании, которые организовали яхтенный круиз "Черноморская флотилия-2002". Ежегодно яхт-клуб "Золотой Символ" становится одним из пунктов захода украинских регат - парусная регата "Кубок Крыма", регата "Кубок Президента". Яхт-клуб находится в центре города, на восточной стороне Балаклавской бухты, и имеет бетонные причалы общей длиной 300 м. Глубина у причальной стенки в среднем 6 м. Высота причалов над уровнем моря - 1,2 м. Причалы оснащены раздаточными устройствами воды и электроэнергии. На данный момент в клубе стоит около 60 судов. Среди них парусные яхты, моторные яхты, катера, ялы.
Инфраструктура включает в себя гостиничный комплекс, кафе и ресторан. Гостиница открыта не только для яхтсменов. В планах клуба глобальное расширение, благо - размеры бухты позволяют организовать здесь действительно большой яхтенный порт. Почти напротив клуба находятся заброшенные штольни, в которых стояли подводные лодки - своеобразный памятник военного искусства, притягивающий туристов и дайверов. Сегодня в Интернете можно найти объявления: "Продается бывшая военная база в Балаклаве - дорого". Место для расширения яхт-клуба не просто отличное, а уникальное. В перспективе - расширение марины, как минимум еще, на 150 мест, с зимним хранением лодок.
Николаев.
Хотя город Николаев расположен не на берегу Черного моря, его смело можно отнести к категории городов приморских. Традиции судостроения и яхтинга развиты здесь очень хорошо, а путь на яхте до Черного моря очень короток.
Николаевский яхт-клуб расположен в одном из самых живописных мест в городе. Здесь красуются белоснежные корпуса, по набережной гуляет публика - все, как положено в приморском городе.
Клуб основан в 1887 году, в Спасске ( в те времена это был пригород Николаева). Свою более чем 100-летнюю историю клуб бережно хранит, поддерживая традиции. В 1904 году состоялся торжественный прием нового помещения яхт-клуба. Здание в стиле итальянского ренессанса спроектировал и построил городской архитектор и член яхт- клуба Леопольд Леопольдович Роде. Сейчас это городская достопримечательность.
Но Николаев известен среди яхтсменов не только благодаря этому памятнику архитектуры. Здесь расположена судоверфь, которая одной из первых на территории СНГ стала строить круизные моторные яхты. Верфь предоставляет своим заказчикам полное гарантийное и постгарантийное обслуживание, а также зимнюю стоянку судов.
Одесса.
Это самый морской из приморских городов Украины - с морем и флотом всегда была связана жизнь одесситов. Что касается яхт-клубов, то в Одессе их несколько, и яхтинг здесь развивается очень активно. Самый известный не только в стране, но и за рубежом клуб, получивший международный сертификат - яхт-клуб ТЦФ, имеет второе название - "порт Одесса". Он расположен на территории Морского вокзала Одесского морского торгового порта. Здесь же находятся таможенные терминалы, поэтому иностранные яхты, заходящие на территорию Украины в Одессе, этот яхт-клуб знают очень хорошо - пройти мимо просто невозможно.
Площадь клубной марины акватории составляет 16,5 тысячи кв. м и рассчитана на одновременную стоянку до 80 яхт. Понтоны оборудованы сервисными колонками и соответствуют международным стандартам. Минимальная глубина у причалов - 10 м. В марине осуществляется заправка яхт дизельным топливом.
На берегу расположены отапливаемые эллинги для хранения яхт в зимний период, общей площадью 1250 кв. м, просторные рундуки для хранения яхтенного снаряжения, парковка автомашин для владельцев и гостей яхт. В марине также предоставляется: сервисное обслуживание яхт, очистка корпусов - при необходимости с помощью водолазов. Осуществляется круглосуточная охрана и телевизионное наблюдение. "Морской клуб ТЦФ" представляет также интересы ведущих мировых производителей яхт. Здесь можно получить информацию о торговых марках и моделях. Клуб обеспечивает гарантийное и послегарантийное обслуживание, страхование яхт.
"Морской клуб ТЦФ - порт Одесса" - единственный украинский яхт-клуб, входящий в состав Восточной средиземноморской ассоциации марин (ЕММА - Eastern Mediterranean Marinas Association). Из российских клубов в международные ассоциации пока ни один не входит. Членство в ЕММА не только подтверждает высокий статус марины, но и дает ряд льгот всем, кто в ней стоит. Например, владелец яхты, заключивший годовой контракт и оплативший стоянку в одной из марин Ассоциации, получает специальную карточку, которая обеспечивает 20% скидку на стоянку в любой марине Ассоциации. Владельцы карточек могут получить и другие привилегии, которые устанавливаются в каждой марине отдельно - дополнительные скидки на проживание в клубных гостиницах, ресторанах, магазинах и так далее. Некоторые из марин планируют предоставить скидки на электроэнергию, подъем/спуск яхт.
Система, безусловно, удобна для владельцев яхт, так как они могут ходить вдоль побережья Черного моря и восточного Средиземноморья (Турция, Украина, Израиль, Мальта, Египет, Северный Кипр - география марин ЕММА) более свободно, заранее получить полную информацию об условиях стоянки и экономить деньги во время путешествия.
Одесский яхт-клуб "Посейдон" не столь известен среди иностранцев, зато здесь стоят роскошные яхты самих одесситов. Хотя суда швартуются к бетонной причальной стенке и современных понтонов с раздаточными колонками здесь нет. Зато в клубе развернулось строительство коттеджей - причальных домиков. Владелец яхты может запарковать свою машину и ошвартовать яхту под окнами собственного дома. Зимой яхты стоят на кильблоках тоже под окнами. Из инфраструктуры стоит отметить ресторан, дизайн-проект которого можно смело выдвигать на международные конкурсы. Символический лежащий на боку корабль с поднимающимися к небу веслами летом привлекает не только яхтсменов - здесь можно устроить праздник для половины города.
Одной из отличительных особенностей развития Черноморского региона сейчас является бум коттеджного строительства на побережье. Яхтенные стоянки при таких коттеджных комплексах являются практически обязательным атрибутом. Многие санатории планируют открытие своих марин. Еще только началось освоение бывших военных баз. Если к этому добавить множество памятников археологии, истории, архитектуры, пещеры и водопады, то легко предсказать блестящие перспективы развития всей инфраструктуры побережья. Так что через год-другой-третий Черное море может стать не менее привлекательным регионом для международного яхтинга, чем Средиземноморье, хотя бы в силу своей новизны для иностранцев и ностальгических воспоминаний для русских.
Материал любезно предоставлен редакцией журнала "Акватория красивой жизни на воде, на земле и в небе".