Пресс-центр О компании Яхты Princess Брокераж Сервис Информация Контакты
Яхт-клубы и марины
Яхт-клубы и марины Северо-Запада

В России на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация - в Москве покупается больше всего катеров и моторных яхт, здесь складывается самая лучшая в стране, пусть пока и не идеальная, инфраструктура яхтенных марин, но объемы продаж и вложения капитала в строительство стоянок не могут увеличить количество водных просторов вокруг столицы. Если взглянуть на карту Европы, обнаружить синий цвет вокруг Москвы можно только под лупой. Конечно, учитывая, что Москва все-таки считается "портом пяти морей", отсюда можно отправиться к этим самым морям. Правда, путешествие займет достаточно времени. Но есть вариант отправить свою яхту с командой, а потом прилететь на берег моря. Так многие и делают. Существует и другая возможность: поставить яхту на стоянку у моря и навещать ее в свободное время. Час-полтора в самолете - и вы уже можете подняться на борт своей любимицы. Вам остается только выбрать порт назначения. В этом обзоре можно познакомиться со стоянками на западе и севере от Москвы - моря Балтийское и Белое.


Балтийское море-Санкт-Петербург.

Ближайшее море к столице - Балтийское, поэтому с него и стоит начать виртуальное путешествие.

Вторая столица была изначально предназначена для выхода России к морю. Именно отсутствие открытой акватории вокруг Москвы заставило Петра "рубить окно в Европу" на берегу Финского залива. Можно сказать, что царь-реформатор Указом от 1718 года об образовании Невской флотилии - организовал первый в мире яхт-клуб. Но после смерти венценосного яхтсмена о яхтах забыли надолго. Точкой отсчета яхтенной жизни Санкт-Петербурга считают 1846 год - тогда высочайшим повелением Николая I был учрежден Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб. Его почетным командором стал Великий князь Константин, а членами клуба являлись более 200 аристократов. Так, что происхождение у яхтинга Санкт-Петербурга самое, что ни на есть королевское, как и подобает этому виду отдыха на воде. К 1917 году в городе насчитывалось уже 10 яхт-клубов, многие из которых были вполне демократичны: был, например, свой яхт-клуб у студентов.

Что же происходит в колыбели не только русской революции, но и отечественного яхтинга сегодня?

В российской акватории Финского залива можно найти около 30 или чуть больше клубов и стоянок для частных яхт. То есть фактически столько же, что и вокруг Москвы. Правда, в этих клубах размещается флот, в несколько раз превосходящий московский - около 4 тысяч корпусов.

Самый многочисленный клуб города - "Балтиец", расположен, на так называемом Матисовом канале. Здесь со стародавних времен держали свои лодки рыбаки, охотники и дачники. Уже в советские времена группа энтузиастов объединила вольных рыбаков и мореплавателей в общественный клуб "Балтиец". В 1975 году городские власти утвердили Устав клуба. Общими усилиями был углублен старый Матисов канал и прорыт второй, укреплены берега, насыпаны дороги. Все строительные мероприятия клуба финансируются за счет членских взносов. Небольшая стоимость стоянки, удобное месторасположение и внутриклубная атмосфера постоянно привлекают новых членов. На сегодня яхт-клуб "Балтиец" объединяет более 900 человек и почти 600 судов. Клуб "Нева", расположенный в Петроградском районе на набережной Мартынова, не многим меньше - здесь стоят больше 500 лодок. По количеству флота стоит отметить клуб "Ленинградец" - около 300 судов, "Галерная гавань" - больше 200, "Невская волна" - 100, "Уткина заводь" - около 100 и т.д. Большой флот стоит в городе Ломоносов - клуб "Ломоносовский" вмещает около 300 судов, и почти столько же - "Стоянка № 1". В Сестрорецке в клубе "Разлив" может разместиться до 250 лодок.

Конечно, разброс цен за стоянки очень значительный, Да и способ ценообразования у всех разный. Обычно стоимость лодки исчисляется по длине корпуса в погонных метрах, но, например, в яхт-клубе "Лахта" считают метры квадратные- 1 кв. метр занимаемой площади стоит 2 доллара. В результате сложных математических действий получается не так уж много - в районе 60 долларов в месяц за яхту "Картер-30" (длина корпуса около 9 метров). Условия, предоставляемые клубами, тоже сильно отличаются, "правильных" марин в Северной Венеции, с точки зрения европейцев, - не так уж много.

Санкт-Петербургский Морской яхт-клуб.

На сегодняшний день считается самой элитной яхтенной стоянкой в городе. Это первый частный яхтенный Санкт-Петербургский Морской яхт-клубпорт в Санкт-Петербурге. Возник он не на пустом месте, в советские времена здесь существовал яхт-клуб Балтийского речного пароходства. Потом он был выкуплен и превращен в современную марину: полностью переоборудована причальная линия - установлены плавучие понтоны на 100 стояночных мест. Стоянки яхт оборудованы подачей воды и электричества. Здесь есть уникальная для России услуга - стационарная заправочная станция на воде. Многие, почти все, российские клубы заправляют катера топливом. Но обычно это осуществляется или приезжающим в определенные часы бензовозом, или сотрудники клуба заливают топливо из заранее припасенных канистр. В морском яхт-клубе можно заправляться как европейских маринах - от колонки.

Здесь осуществляется ремонт корпусов и парусов. Есть кран и возможность зимнего хранения на берегу.

В отремонтированном административном здании яхт-клуба работает бар и ресторан, есть здесь туалеты и душевые. Можно отдыхать и в беседках на берегу, сюда могут принести заказ из ресторана.

Сервис в клубе вполне европейский - цены на стоянку тоже. Для судов до 10 м длиной - 2 USD/м длины в сутки. Для судов от 10 м до 13 м длиной - 3 USD/м длины в сутки. Для судов от 13 м до 22 м длиной - 4 USD/м длины в сутки.

В основном клуб рассчитан на постоянных членов, но есть и гостевые места.

Расположен Морской яхт-клуб в западной части Крестовского острова - рекреационной зоне города. На расстоянии 500 м располагаются теннисные корты. До центра города около 5 км. В 10 мин. ходьбы от гавани находится станция метро.

Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб, он же Центральный.

Пожалуй, именно здесь уместно слово "яхт-клуб", а не марина. Достаточно редкое явление нашей современности - яхт-клуб до сих пор принадлежит Совету федерации независимых профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Причем не только территория, но и флот, а это примерно 100 парусных судов разных классов. Процесса приватизации яхт здесь фактически не было.

Члены клуба, а их более 500, платят совершенно условный клубный взнос - в 2004 году он составил 600 рублей в год. И ходят на "казенных" судах. Взнос для новичков составляет 60 рублей, вступать в клуб приглашаются все желающие ходить под парусами.

Работает детская парусная школа, регулярно проходят регаты.

Но… эта удивительная ситуация имеет свои минусы - весь "профсоюзный" флот остался, естественно, еще с советских времен, а значит уже достаточно старый. Для поддержания таких яхт в порядке, а тем более участия в гонках, нужны немалые деньги. Расходы на техническое обслуживание яхт, пошив новых парусов лежат на экипаже, а это может вылиться не в один десяток тысяч долларов. Не все хотят вкладывать личные деньги в общественную собственность, которую завтра могут забрать. Поэтому многие яхтсмены просто мечтают выкупить свои яхты и перейти в разряд гостей клуба.

Для гостей расценки на стоянку значительно ниже, чем в Морском яхт-клубе: для яхт 4,2 рубля с м/длины в сутки, для катеров - 7,2. Цены могут меняться в зависимости от периода навигации.

Владельцы дорогих моторных яхт предпочитают платить за престиж и интерьеры Морского клуба, а большие парусники из-за границы заходят в Центральный. Иностранцы любят считать деньги: необходимый минимум услуг здесь есть, к чему переплачивать. Подход в гавань очень удобный, может пройти судно с осадкой до 4 метров, здесь можно заправиться, помыться после путешествия, поесть в летних кафе или ресторане. Все не так изысканно, но вполне приемлемо. Яхт-клуб имеет 3 гавани: Северную - по Малой Невке, 7 бонов по 12-20 мест на каждом, Западную на 100-120 яхт и Рабочую - по Малой Неве для подъема и спуска яхт, их вооружения и ремонта, то есть в яхт-клубе могут одновременно стоять на воде 200-250 яхт. На зиму яхты можно оставлять на берегу под открытым небом, но есть и теплый эллинг.

Клуб расположен на Петровском острове, до центра города 5 км, 15-20 минут ходьбы до станции метро.

До образцовой марины европейского уровня Центральный клуб еще не дотягивает: и доски на причалах кое-где уже прогнили, и в душевые выстраивается длинная очередь. Но госпожа Матвиенко обещала выделить на реконструкцию старейшего яхт-клуба России деньги из бюджета города. Клуб должен похорошеть и, видимо, подорожать.

Санкт-Петербургский Военно-морской яхт-клуб.

Из названия понятно, что этот клуб принадлежит военным, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Тем не менее гостевые места, около 10, есть и здесь. Всего в клубе стоит около 80 судов. Стоимость для гостей - 1 1 USD / м длины судна в сутки. Но "чужих" здесь почти не бывает.

Яхт-клуб расположен в юго-западной исторической части Васильевского острова. Расстояние до центра Санкт-Петербурга - 3 км. Яхтенная гавань имеет форму ковша, что обеспечивает хорошую защиту от волн и ветра, за исключением южного направления. Подход с моря возможен по 3 фарватерам - Галерный фарватер (2 м глубиной, 3 мили длиной), Корабельный фарватер (обставлен светящимися буями, 5 м глубиной, 5,5 мили длиной) и Ленинградский Морской Канал (11 м глубиной, 7 миль длиной, плавание по разрешению и только под двигателем).

Питаться и умываться надо за пределами клуба: недалеко расположены гостиница "Прибалтийская", кафе, рестораны и продуктовые магазины.

Причалы на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта.

Эти стояночные места расположены в самом центре Санкт-Петербурга и служат в основном для швартовки круизных судов. Длина причальной линии на Английской набережной (верхняя часть) - 105 м. Длина причальной линии на набережной Лейтенанта Шмидта (нижняя часть) - 200 м. Возможна также стоянка во внутренних карманах между плавпричалами и набережной. Место представляет некий интерес для иностранных судов, потому что таможенно-пограничные формальности оформляются по приходу прямо на причалах. Швартовка моторных и парусных яхт больших размеров здесь возможна, но по предварительной договоренности с администрацией. Естественно, ни о каком долговременном хранении судна здесь речь не идет. Что касается остановки на несколько дней, то вряд ли захочется владельцу частной яхты жить на глазах всего города, превращаясь во временную достопримечательность Санкт-Петербурга.

Другое дело, когда в город заходят караваны судов. На этих причалах стояла знаменитая регата "Катти Сарк", пришедшая в честь 300-летия Балтийского флота. Это был праздник для всех - сама стоянка исторических парусников стала настоящим шоу. Средь бела дня разводили мосты, чтоб яхты прошли парадом под стенами Зимнего дворца.

К 300-летию города "Катти Сарк" тоже ждали. Кстати, собирались вложить немалые деньги в благоустройство этих причалов. Но из-за каких-то разногласий с администрацией города парусники ушли в Ригу, а причалы остались в прежнем состоянии.


Яхтенный порт "Форт Константин" (Кронштадт).

Кронштадт - город с богатой морской историей, расположен на острове Котлин, соединенном с материком искусственной дамбой. В 2004 году Кронштадт будет праздновать 300 лет основания города Петром Великим. Яхтенный порт расположен на искусственном форте Константин в 900 м от Морского Канала. Стоянка в гавани спокойная и безопасная. Существует волнолом и другие искусственные защитные сооружения. Услуги и оборудование гавани хорошо подходят для гостевых судов, следующих в Санкт-Петербург со стороны Балтики, с коротким периодом стоянки в Кронштадте. Здесь есть необходимые удобства: туалеты, душевые, кафе и рестораны. Клуб рассчитан примерно на 50 судов, длиной до 20 метров. Стоимость- 1 USD / м длины судна в сутки. Максимальная глубина у дебаркадера 4,5 метра, а в гавани 2 метра.


Выборгский Морской яхт-клуб.

Яхтенный порт расположен в самом центре Выборга. Гавань имеет П-образную форму, что хорошо защищает марину от ветров практически всех направлений. Подход к яхтенной стоянке по Выборгскому фарватеру, обставленному латеральными светящимися буями. Ориентиром для входа может служить Выборгский замок. Рекомендуется входить в гавань под двигателем, особенно при встречном ветре.

Яхт-клуб недавно расширил акваторию марины, присоединив стоянку на противоположной стороне под Замковым мостом. Здесь можно оставить яхту и на зиму. Но в основном сюда приходят летом, полюбоваться городом. Из 50 стояночных мест 40 предназначены для гостей. Максимальная осадка принимаемых судов - 3 метра, длина 20 метров. Стоимость стоянки - 10 USD с судна любого размера в сутки.


Балтийское море-Калининград.

Бывший Кенигсберг - Восточная Пруссия, а после войны - Калининград, имеет для развития яхтинга в международном масштабе все природные условия. Балтийское море здесь теплее, чем в Питере, много естественных бухт и рыболовных портов, оставшихся еще от немцев, а волны щедро выбрасывают на берег "слезы моря" - янтарь. Несколько часов хода по воде до Польши, дальше - Германия, напротив - Швеция, Дания. Одним словом, для тех, кто не жалует южные широты с их вечной духотой - место просто идеальное.

Но есть две проблемы: первая - Калининград, являясь территорией России, не имеет с ней ни сухопутных, ни водных границ. Дойти сюда, конечно, вполне можно из Санкт-Петербурга, но оформлять документы придется как для загранплавания. Это не самая сложная в жизни процедура, ведь ездить за рубеж все уже привыкли.

Хуже другое - инфраструктура яхтенных марин находится здесь в состоянии почти зачаточном. Зато возможности для развития совершенно сказочные.

Но нельзя сказать, что яхтинга здесь нет вовсе. Фирмы, продающие катера, процветают, парусный флот остался еще с советских времен. Яхтсмены постоянно участвуют в польских и немецких регатах, проходит и несколько достаточно представительных собственных соревнований. Даже европейские яхты регулярно заходят в немногочисленные марины. Итак, где можно пришвартоваться сегодня?

В самом городе давно существует четыре водно-моторных клуба, образованных в основном по кооперативному принципу. Они похожи друг на друга: слипы, бетонный причал, небольшие ангары для зимнего хранения. Инфраструктуры как таковой нет.

Наиболее привилегированные владельцы дорогих моторных судов предпочитают летом стоять на …"Гребной базе ВМФ". Она тоже находится в черте города на реке, и до залива идти под мотором около часа. Стоянка для катеров на военной базе стоит около 600 рублей в месяц, но без личных контактов туда не попасть.

Здесь же зимой базируется и парусный флот военно-морских сил. На лето "военные" парусники освобождают место частным катерам и уходят в городской яхт-клуб "Ост-Вест".

Яхт-клуб "ОстВест".

Областной яхт-клуб стоит на берегу Калининградского залива. По сути, он функционирует как летняя стоянка. Зимой можно оставить яхту на берегу, но на свой страх и риск - охраны фактически нет.

Летом в клубе кипит жизнь, работает детская парусная школа, заходят иностранные суда.

Правда, не многие остаются надолго - душ отсутствует, туалет стародачного типа в зарослях крапивы, продукты, а лучше и воду, надо привозить из города, куда можно попасть на рейсовом автобусе. Единственное доступное здесь благо цивилизации - электричество. Тем не менее все места у пирса, а их около 30 - заняты парусными яхтами, катеров здесь нет.. Зато стоимость стоянки - 750 рублей с любого корпуса в месяц.

Частные и корпоративные марины.

Строятся в Калининграде и частные клубы. Один находится напротив "Ост-Веста" и называют его по имени владельца. Территория клуба ухожена не многим более областного, но есть дебаркадер с душем, туалетом и гостевыми комнатами. Стоимость тоже невысокая - 30 долларов с 10-метровой лодки в месяц. Из-за сложности захода в гавань - пройти можно только с лоцманом клуба, стоят здесь немногие и мест свободных много.

Есть небольшой, на 10 мест, частный клуб для катеров. Клуб оборудован понтонными причалами, на берегу есть все удобства.

Второй клуб находится еще в стадии строительства. Здесь тоже используются понтоны и создается инфраструктура. Местом для нового клуба выбрана гавань рыбного порта города, недалеко от таможни. Первая очередь рассчитана на 10 стояночных мест, а перспективный план - на 100.

Владельцы этой марины уже построили небольшой яхтенный причал на берегу Балтийского моря (в городе Пионерске), и тоже в гавани рыбного порта. Пока здесь около 15 мест, но марина будет расширяться. Не маловажно и то, что Пионерск является одним из двух пунктов пересечения водной границы - здесь, или в Балтийски, должны проходить таможенный и пограничный контроль все иностранные суда. Правда, прилегающей береговой территории у этой стоянки нет. Есть современный понтон, оборудованный колонками с электричеством, водой и топливом - и все. Стоянка на нем стоит 75 рублей за метр корпуса в день летом, а зимней стоянки, естественно, пока нет.

Яхт-клуб морского музея.

Самый грандиозный проект строительства современной марины в центре города начинает в этом году Музей мирового океана. Большую часть средств выделяет Евросоюз в рамках общеевропейской программы обустройства заброшенных промышленных территорий. Есть и инвесторы. Уже известен адрес будущего клуба - набережная Петра I, дом 11. К следующему дню города планируется открытие первой очереди на 50 стояночных мест. Одновременно с причалами будет строиться инфраструктура: здание клуба с кают-компанией, гостиница, рестораны. О ценах за стоянку говорить еще рано, но администрация планирует не поднимать их выше, чем в "Ост-Весте", а уровень создать не ниже общеевропейского.

Тем, кто не был в Калининграде, планы государственного музея построить собственный яхт-клуб могут показаться, мягко говоря, нереальными. Но, зная историю превращения списанного на металлом научного корабля "Витязь" в музей с мировой известностью, можно смело собираться на следующий год на открытие нового клуба. Опыт привлечения капиталов на строительство у этого музея есть - ведь вокруг "Витязя" быстро вырос музейный центр с современным административным зданием, выставочным павильоном, конференц-залом и ухоженной территорией. Если строительство яхт-клуба будет идти в том же русле, можно не сомневаться - в Калининграде скоро появится образцовая марина.

 
Море Белое.

Северные просторы можно рекомендовать только очень романтичным яхтсменам. Природа здесь суровая, но сказочной красоты и почти не испорчена цивилизацией. По каналам и озерам до Белого моря из подмосковных вод можно дойти недели за три-четыре. Транспортировка яхты на грузовике или трейлере займет меньше суток. Водный путь через Онежское озеро - это отдельное и очень красивое путешествие. Есть яхты, каждый год совершающие подобный вояж, но обычно со сменными экипажами: кто-то предпочитает отдыхать на Онеге, кто-то любит соленое море и приезжает на борт яхты, например, в Архангельск.

Яхт-клуб "Норд".

Архангельский клуб "Норд" является детской спортивной парусной школой со стоянкой для крейсерских яхт. Реконструкция здесь не проводилась с советских времен, но необходимый минимум есть: электричество, привозная вода. Стоимость стоянки - около 100 долларов в год, или 200 рублей в месяц. В пять минутах ходьбы от клуба находятся гостиница и ресторан. Как таковых, гостевых пирсов нет, но пришедшей яхте всегда найдут место, цены для "своих" и чужих" - одинаковые, а коллектив клуба очень доброжелательный.

Каждый год отсюда уходит караван яхт на Соловецкую регату. Гости, а иногда в "Норд" заходят даже английские яхты, стараются принять в ней участие - пересекать Белое море лучше не в одиночестве.

Стоянка на Соловецком острове.

Гавань Соловецкого монастыря носит название бухты Благополучия. Она хорошо защищена от всех ветров Стоянка на Соловецком островеи, по сути, это единственное место на архипелаге, где могут швартоваться суда.

Бухта большая и причалов здесь много. Парусные яхты и катера предпочитают стоять в так называемом "сухом доке". Когда- то здесь спускали воду и ремонтировали суда. Сейчас старые шлюзы не работают, и небольшая, полностью закрытая бухта с бетонными причалами прекрасно подходит для стоянки маломерного флота. Во время регат стоянка для всех участников и болельщиков бесплатная. Летом на острове ресторан работает круглосуточно, да и понятие ночи здесь условное - солнце за горизонт почти не заходит.

Для инвесторов берега морей нашей родины могут стать "золотой жилой". Бум на "морское" строительство уже начинается. А пока яхтсменам, отправляясь в морские путешествия, лучше рассчитывать на максимальную автономность плавания. Благо, все новые яхты укомплектованы туалетами, душами, холодильниками и современными камбузами. 


Материал любезно предоставлен редакцией журнала "Акватория красивой жизни на воде, на земле и в небе".


Адреса яхт-клубов Северо-Запада.

Морской

Санкт-Петербург, наб.Мартынова, д.92, Крестовский остров
Расценки на стоянку: от 200 евро в месяц

Нева
Санкт-Петербург, наб.Мартынова, д.94, Крестовский остров

СПб Речной яхт-клуб профсоюзов
Санкт-Петербург, Петровская коса, д.9
Расценки на стоянку: 0,1-2 евро за 1 м в месяц

Ялтинская
Калининград, ул.Ялтинская, д.64
Расценки на стоянку: 0,8 евро за 1 м в месяц

другие материалы
Предложения брокеража
Meridian 391 Sedan
Meridian 391 Sedan
Год выпуска: 2007

подробнее
Elling E3
Elling E3
Год выпуска: 2007

подробнее
Яхтенные выставки
Яхт-клубы и марины